С 1 сентября 2025 года для компаний упростили правила подтверждения основного вида деятельности (ОВЭД). Для большинства организаций больше не требуется подтверждать вид деятельности каждый год, обязанность сохранилась только для некоторых работодателей с обособленными подразделениями.
Изменения в правилах подтверждения основного вида деятельности
Изменения утверждены федеральным законом от 28.12.2024 № 529-ФЗ.
По ранее действовавшим правилам компании подтверждали ОВЭД для присвоения конкретного тарифа страховых взносов от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний (взносы на травматизм). Для этого каждый год в срок до 15 апреля требовалось отправлять в Соцфонд специальное заявление.
Исходя из поданных сведений СФР определял ОВЭД, а далее, на основании класса риска присваивал бизнесу тариф взносов на травматизм (из 32 возможных). При высоких классах риска устанавливались высокие тарифы. Если организация не выслала заявление или просрочила его подачу, ей вводился максимально возможный тариф для всей ее деятельности (не обязательно основной).
С 1 сентября 2025 года эти нормы перестали действовать. Согласно поправкам Соцфонд назначает тарифы автоматически исходя из вида деятельности, внесенного как основной в ЕГРЮЛ. Чтобы подтвердить вид деятельности, фонд может проводить проверки. Подача заявления для подтверждения ОВЭД по общему правилу теперь не нужна.
Для некоторых категорий бизнеса правила остались прежними:
ИП — как и ранее, тарифы назначаются согласно ОВЭД из ЕГРИП;
компании на АУСН — продолжают платить фиксированную сумму взносов на травматизм.
При этом некоторые страхователи все также будут подавать заявления в Соцфонд по ОВЭД. О них рассказали ниже.
Кто обязан подтверждать основной вид деятельности с 1 сентября 2025 года
Подтверждать свой ОВЭД должны компании с обособленными подразделениями, для которых открыты собственные банковские счета и которые перечисляют выплаты физлицам. Подтверждение необходимо не по самой компании, а по таким подразделениям.
Для этого нужно в срок до 15 апреля направить соответствующее заявление в территориальный орган Соцфонда по адресу регистрации бизнеса. К заявлению необходимо приложить справку-подтверждение и копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предшествующий год.
Следует учитывать, что Министерство труда разработало обновленную редакцию правил подтверждения ОВЭД. Планируется, что «обособки» будут подавать заявление не каждый год, а только при смене основного вида деятельности. Также к заявлению не нужно будет прилагать копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу.
Важно! Новые правила пока не утверждены, поэтому следует руководствоваться актуальными правилами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 № 55.
Проверки основного вида деятельности
Для подтверждения обоснованности тарифа страховых взносов на травматизм СФР вправе проводить проверки соответствия ОВЕД данным из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в формате камеральных или выездных.
В ходе проверки Соцфонд может запросить документы, которые подтверждают, что деятельность является основной.
Представить документы необходимо в течение 10 рабочих дней с даты получения требования фонда. Непредставление документов грозит штрафом в сумме 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Если СФР выявит, что основной вид деятельности расходится с заявленным в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, он присвоит компании другой тариф, который соответствует ее фактическому ОВЭД.
При этом СФР также направит информацию о расхождениях в Росстат. Далее Росстат проверит данные и отправить их в налоговую, чтобы внести изменения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Переходите на Saby, чтобы своевременно внедрять все изменения законодательства в работу без рисков и штрафов. Обращайтесь к нам по телефону +7 (909) 282-50-95 или по форме ниже, чтобы получить подробную консультацию.
Есть вопросы?
Сафронов Михаил
Руководитель направления СБИС компании «СБИС-Софт»
Подробный обзор новых правил маркировки мясных изделий, которые вступят в силу в следующем году
06.11.2025 259
полезные советы
~ 1 мин. на чтение
СБИС-Софт: опыт, проверенный годами. Почему клиенты выбирают нас снова и снова
Когда бизнесу нужно быстрое решение и надежная поддержка, каждый звонок и каждое обращение имеют значение.
31.10.2025 178
законы
~ 5 мин. на чтение
Налоговая реформа–2026: НДС, страховые взносы, УСН и ПСН
Подробный обзор налоговой реформы 2026 года для бизнеса — узнайте обо всех планируемых изменениях
30.10.2025 5226
законы
~ 2 мин. на чтение
Что поменялось в маркировке товаров с 1 октября 2025 года
С 1 октября 2025 года вступили в силу очередные изменения законодательства в сфере маркировки. Разобрали основные поправки и на что обратить внимание.
23.10.2025 1438
автоматизация
~ 5 мин. на чтение
Сверка с бюджетом через СБИС: включаем автоматический режим
Регулярная сверка расчетов с бюджетом помогает вовремя скорректировать возможные ошибки и избежать неожиданных штрафов. Вести сверку удобно в Saby (СБИС): система берет всю рутину на себя.
21.10.2025 802
автоматизация
~ 1 мин. на чтение
Подключите «Суперсверку»
Рассказываем о возможностях сервиса «Суперсверка» от Saby (СБИС), который помогает бизнесу комплексно и тщательно проверять все отчеты