С 1 января 2023 года ряд квалифицированных электронных подписей, выпущенных коммерческими удостоверяющими центрами (УЦ), перестанет действовать внутри информационных систем. Это означает, что ими нельзя будет подписывать первичные документы и отчетность.
Электронная подпись
Цифровая подпись, подтверждающая авторство документа. Придает юридическую значимость, позволяет вести электронный документооборот, передавать отчетность и пользоваться госуслугами онлайн, участвовать в электронных торгах. Надежно защищает документы от подделки, а данные от утечки.
Подробнее
Новое в электронных подписях с 2023 года
Прекратят действие ЭП:
индивидуальных предпринимателей,
первых лиц компаний (действуют от имени организации без доверенности),
нотариусов.
Информацию разместила ФНС на своем официальном сайте.
Тем, кто подпадает под указанные критерии, до конца года необходимо перевыпустить подпись в налоговой.
Как получить ЭП ФНС
Оформление бесплатной ЭП ФНС проходит как в самой налоговой (в операционных залах некоторых инспекций), так и через доверенных лиц. Для получения подписи в инспекции пользователю необходимо самостоятельно оформить заявление в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. При обращении в офис доверенного УЦ, например в один из наших офисов, клиенту необходимо предоставить пакет документов, а все остальное сделает менеджер и инженер.
Для выпуска также потребуется специализированный носитель с сертификатом ФСТЭК или ФСБ.
Вы можете заказать носитель и выпустить ЭП у нас. Компания «Лад» действует на основании партнерского соглашения с УЦ «Основание» (АО «Аналитический центр») — доверенным лицом ФНС. Мы помогаем нашим клиентам оперативно получить ЭП ФНС и консультируем по всем вопросам.
Как будут работать другие электронные подписи с 2023 года
Напоминаем, что пока продолжают действовать другие типы цифровых подписей, которые также оформляет наша компания.
Рассмотрим, сможет ли бизнес пользоваться ими в 2023 году:
1. ЭП на полномочного представителя (например, бухгалтера предприятия)
Действие таких подписей после 31.12.2022 пока под вопросом, так как нормативно-правовой акт о продлении их срока сейчас находится на рассмотрении. Если ЭП ФНС в организации нет, подпись представителя поможет с 2023 года продолжить подписывать документы, но только в случае принятия соответствующих поправок в закон.
2. ЭП физического лица
Понадобится, чтобы подписывать документацию с использованием машиночитаемой доверенности (МЧД), которая также станет обязательной с 2023 года. Руководитель или ИП вправе оформить МЧД на физическое лицо уже сейчас, заверив ее своей действующей ЭП. Представитель будет пользоваться электронной подписью физического лица, а также прикладывать к ней доверенность. В новом году бизнес просто продолжит работать по такой схеме, даже если директор или предприниматель не получит подпись от ФНС.
Что следует сделать уже сейчас
1. Получите ЭП ФНС.
Она будет гарантированно работать при подаче деклараций в 2023 году и приниматься всеми госорганами.
2. Получите ЭП на полномочного сотрудника.
В случае продления срока действия такой подписи она поможет вам быть более мобильными: сдавать декларации или подписывать первичные документы с нескольких рабочих мест.
3. Получите ЭП на физическое лицо, на которое может быть оформлена МЧД.
Если руководитель организации еще не выпустил ЭП ФНС, но у него есть ЭП от коммерческого УЦ, то уже сейчас можно оформить МЧД, которая продолжит действовать в 2023 году. Если ЭП ФНС у руководителя уже есть, то ЭП физлица также поможет уже сейчас или в 2023 году оформить МЧД для отправки деклараций и подписания документов с разных (нескольких) рабочих мест.
Как пользоваться ЭП ФНС удаленно
Так как ЭП ФНС не экспортируемая, МЧД решит проблему подписания документов и отчетов с разных рабочих мест.
Кроме того, функционал СБИС позволяет владельцам ЭП ФНС организовать многопользовательскую работу с ЭП с разных устройств через расширение «Дистанционное подписание». Ключ подключают к одному устройству, но его можно использовать с другого. При этом сам носитель с собой брать необязательно.
Если вам необходимо выпустить ЭП для своего бизнеса, заполните заявку на сайте или позвоните нам по телефонам +7 (909) 282-51-42, +7 (909) 282-50-95.
Есть вопросы?
Сафронов Михаил
Руководитель направления СБИС компании «СБИС-Софт»
С 2026 года бизнес в обязательном порядке переходит на использование электронных универсальных передаточных документов (УПД). Разобрали, что такое УПД, для чего он оформляется и как его внедрить в работу быстро с помощью Saby
16.10.2025 752
автоматизация
~ 2 мин. на чтение
Заполнить бухгалтерскую (финансовую) отчетность
Инструкция для юрлиц, как заполнить и подать бухгалтерскую отчетность через Saby (СБИС)
15.10.2025 34
законы
~ 1 мин. на чтение
С 2026 года изменятся правила расчета страховых взносов для бизнеса
Минфин России определил единую предельную величину базы для исчисления страховых взносов на 2026 год и предложил скорректировать льготные тарифы для малого и среднего бизнеса
14.10.2025 852
бухгалтерия и учет
~ 3 мин. на чтение
Настроить учет на УСН
Инструкция для бизнеса на УСН, как пошагово настроить учет в Saby (СБИС), чтобы избежать ошибок в работе
13.10.2025 60
законы
~ 2 мин. на чтение
Что изменилось в подтверждении основного вида деятельности с 1 сентября 2025
Важные изменения в правилах подтверждения основного вида деятельности и как их учитывать в работе
09.10.2025 2240
автоматизация
~ 4 мин. на чтение
5 причин, почему вашему бухгалтеру нужна «СБИС Бухгалтерия»
«СБИС Бухгалтерия» — удобное и выгодное решение для бизнеса. Оно позволяет сдавать всю отчетность без штрафов и обмениваться документами из любой точки мира, а также содержит другие полезные функции — читайте подробный обзор