Операции налогоплательщика по счету в банке могут приостановить, чтобы он заплатил налоги и страховые взносы (касается только расходных операций — банк продолжает зачислять все входящие платежи на счет компании).
В Налоговом кодексе названы и другие способы: залог имущества, поручительство, пени, арест имущества и банковская гарантия.
Почему операции по счету приостановлены
Налоговый кодекс говорит, что инспекция может заблокировать счет компании в банке, только если:
1. Налоговая декларация не представлена в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока ее подачи. Причем налоговые органы могут заблокировать счет в течение трех лет с этой даты;
2. Расчет по форме 6-НДФЛ не представлен в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока его подачи;
3. Требование налоговой об уплате налога, пени, штрафа, процентов не исполнено в срок;
4. По мнению налоговой, принятое по итогам проверки решение не будет исполнено компанией, так как совокупная стоимость имущества организации по данным бухгалтерского учета меньше суммы недоимки, пени и штрафа;
5. Компания, которая обязана представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, вовремя не передала в налоговую службу квитанцию о получении в электронной форме требования о представлении документов или пояснений, уведомления о вызове в налоговый орган;
6. Компания не получила от налоговой документы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота.
Что делать
Получить информацию о блокировке расчетных счетов любой организации можно с помощью сервиса СБИС, который анализирует данные ФНС. Если обнаружена блокировка счета, он отправит уведомление, которое появится в разделе требований. Оно не требует подтверждения получения или ответа.
Приостановить операции по счету решает руководитель или заместитель руководителя налоговой инспекции, поэтому ненормативный правовой акт можно обжаловать сначала в вышестоящем налоговом органе (управление ФНС России по субъекту федерации), затем в арбитражном суде по месту налогового управления. Например, если ваша компания состоит на учете в Инспекции ФНС России №7 по Москве, жаловаться сначала нужно в Управление ФНС России по Москве и только затем в Арбитражный суд Москвы.
Напомним, в сфере налоговых правоотношений действует обязательный досудебный порядок обжалования.
Однако на практике проще, быстрее и дешевле устранить саму причину блокировки счета, чем признавать в административном или судебном порядке недействительным акт налогового органа о приостановлении операций.
Порядок действий по разблокировке счета зависит от того, почему его заблокировали. Например, если компания не представила налоговую декларацию или расчет по форме 6-НДФЛ, то счет будет разблокирован только после подачи документа.
Если есть действующее решение о приостановке операций по счету, банки не вправе открывать этой организации новые счета, вклады и депозиты. Открыть новый счет и передать его реквизиты контрагентам не получится.
Когда причина блокировки устранена, например, на следующий день после подачи декларации или расчета, налоговая обязана вынести решение об отмене приостановления операций по счету. После этого можно полноценно пользоваться счетом.
Если счет был заблокирован из-за неуплаты налогов или страховых взносов (пеней, штрафов, процентов), то компании необходимо выплатить указанные в требовании суммы и представить в налоговый орган подтверждающую выписку из банка.
Также можно представить исполненное платежное поручение от имени генерального директора вместе с заявлением об уточнении назначения платежа, если физическое лицо платит налог от своего имени за счет компании. На следующий день налоговый орган обязан вынести решение об отмене приостановления операций по счету.
То есть налогоплательщик должен подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по счету и приложить документы, подтверждающие, что причины, по которым счет заблокировали, устранены.
Итак, если счет вашей компании заблокировали, нужно:
Выяснить в налоговой инспекции, в которой компания состоит на учете, причины блокировки. Обычно их могут назвать сотрудники отдела по урегулированию задолженности (нужно сообщить ИНН компании);
Устранить причину: подать налоговую декларацию, расчет, уплатить налог по требованию, передать квитанцию;
Подать в налоговую заявление об отмене блокировки с приложением документов, подтверждающих, что ее причина устранена. Информация о погашении инкассового поручения или исполнении платежного поручения автоматически в течение пяти рабочих дней будет передана налоговому органу, который вынесет решение об отмене блокировки;
Дождаться отмены приостановки операций по счету. Проверить статус вашего счета можно на сайте ФНС России https://service.nalog.ru/bi.do. Введите ИНН компании и БИК банка. Если операции по счету приостановлены, это будет указано.
Чтобы получить консультацию, позвоните +7 (909) 282-51-42, +7 (909) 282-50-95 или оставьте заявку на сайте.